Русская усадьба от истоков до современного возрождения

Об усадьбе слышал любой, кто когда-либо читал русскую литературу, ведь обычно именно этот символ дома, семьи, традиционного патриархального уклада помещается в центре повествования. Также наверняка примеры «старых домов» люди видели вживую, хотя бы как музейные экспонаты.

Однако усадьба — это не только история. Приобретение усадьбы в настоящее время выглядит приятной мечтой и синонимом комфорта, уюта, традиционности, возвращения к корням русской культуры. Однако необходимо понимать, что же все-таки представляет из себя русская усадьба, откуда появилось подобное понятие и как отразилось на современных о нем представлениях. Этот феномен русской жизни претерпевал значительные изменения, почти был уничтожен в советское время, однако сейчас переживает свой второй рассвет.

Откуда взялась русская усадьба

Само понятие древнее — сначала оно звучало как «усадище». Нетрудно отследить вполне очевидную этимологию подобного термина. Он происходит от глагола «сажать», что означает отношение к крепостным, которых «сажали» на землю, где люди лишались какого-либо права перехода на другие территории (имелись исключения, но они вскоре стали незначительными).

Таким образом, «усадьба» — это и дом, и все имение, а также люди, которые прилагались к нему. Обычно понятие относилось и продолжает относиться к сельской местности. В городах «усадеб» не было до ХХ века, когда значение слова претерпело трансформацию.

Крепостных уже не было. А усадьба стала синонимом дома, который располагается в загородном имении — конечно, уже без всяких «живых душ». В крайнем случае, подразумевались еще и животные, которых приобретали вместе с недвижимостью — коровы, куры, утки и т.д. 

Необходимо помнить, что хотя изначально усадьбами обладали только феодалы и царь, впоследствии понятие существенно расширилось. Место с хозяйством и крепостными превратилось просто в загородный дом, который сейчас может купить любой желающий. Обычно усадьбу связывают с фермерством и работой «на земле», но это необязательно — прилегающие территории могут быть сугубо декоративными.

Как распространялась усадебная культура на Руси

В течение продолжительного времени концентрация усадеб принадлежала пригородам, однако стоило понимать, что в те времена город — это была крепость. В ней концентрировалась военная сила царя, размещалась главная «ставка». А вокруг были территории вассалов, которые в случае необходимости, например, нападения врага, должны защищать своего сюзерена.

Этот принцип, одинаково актуальный и для Европы, и для Руси, просуществовал до времен царствования Петра I. Это время изменило не только представления о ведении войны, но и о том, как строить усадьбы. На самом деле, русский император дал мощный толчок развитию подобного направления в строительстве.

Петр щедро раздавал земли своим верным приспешникам. Владельцами крупных усадеб при нем стали такие видные деятели, как Шереметьев, Головин, а также гетман Мазепа — он стал одним из тех, кто создал усадебную культуру на Руси. Именно Мазепа организовывал усадебное строительство на пожалованных ему территориях, а затем и другие награжденные русским императором стали брать пример с гетмана.

Далее развитие получило бурный рост благодаря «Указу о вольности дворянства», в результате которого аристократы больше не были обязаны нести госслужбу. Екатерина II пожаловала дворянам огромные льготы в сфере экономики. Они позволили активно развить богатые дома, классические русские усадьбы.

Таким образом, о становлении русской усадьбы как воплощенной «мечты» можно говорить начиная с 1762 года, которым датируется выпуск «Указа о вольности».

Внешний вид и архитектура русской усадьбы

Принцип строительства усадьбы всегда был один. Аристократы могли экспериментировать, но здравый смысл и использование услуг строителей, которые так или иначе принадлежали к одной школе, приводило к тому, что все они были более или менее похожи между собой. Впрочем, в этом сходстве нет ничего дурного, ведь так отрабатывалась максимальная эффективность использования территорий под усадьбу.

Итак, как же она выглядела?

Для начала выбиралось наиболее возвышенное и привлекательное место. Обычно это был какой-либо холм. Очень желательно, чтобы поблизости находилась река или хотя бы ручей — конечно, территории были разные. Иногда рыли искусственное русло пруда.

Дом строили на возвышенности, однако в холодных губерниях, где необходимо было защититься от пронизывающих зимних ветров, могли поставить на склоне, но тоже обязательно на холме.
Чаще всего дом был двухэтажным, один фасад направлен к подъезду, куда приезжали гости и хозяева после отлучек. Второй фасад выходил на воду.

Флигели оформляли у парадного входа — того, который выходил на главный подъезд. По бокам размещали конюшню, скотный двор — на достаточном удалении, чтобы запахи не тревожили аристократические носы. Далее на территории застраивались всем необходимым, порой даже устанавливали собственную церковь. На пологом склоне обязательно был сад с цветами и плодовыми деревьями. Парк украшали мостиками, переходами, скульптурами, чтобы по нему можно было с удовольствием гулять даже в осенний и зимний период.

Деревеньки поместья обычно размещались за рекой или за прудом, подальше от господского дома.

В чем прежде заключались противоречия усадебной культуры

Русская усадебная культура, казалось бы, воплощала собой идеальную буколическую мечту. В мечтах людей, далеких от реальностей, образование собственного хозяйства на основе экономических свобод, подаренных императрицей Екатериной II, означало возможность организовать собственный маленький уютный мирок. В нем все было бы именно так, как хотел хозяин.

На территории усадьбы — а земельные наделы были довольно большими, — не только выращивали хлеб и другие культуры, необходимые для прокорма обитателей. Могли организовываться различные необычные экономические направления — от пасек до лесопилок и горнодобывающих предприятий. Некоторые будущие крупные фабрики «вышли» из усадеб и увлечения отдельных дворян, которые видели экономический потенциал.

Однако противоречия всегда были слабым местом культуры русской усадьбы. Тогдашние дворяне мечтали о том, что было модно — вольности, свободе, равенстве. Подобные идеи широко распространялись с учениями Вольтера и других философов, а надо помнить, что Екатерина II была поклонницей французского мыслителя.

Но нельзя было организовать идеальный клочок земли со счастливыми людьми, живущими в мире, согласии и процветании на основе изначально гибельного крепостного строя, фактически представляющего собой рабство. Поэтому все попытки добиться невозможного идеала, о котором мечтали дворяне-идеалисты, неизбежно терпели крах.

В этом и заключалось противоречие подобной модели — с одной стороны просвещенные аристократы желали создать «рай на земле», а с другой — этот рай подразумевал личную несвободу крепостных. Тем не менее, многие усадьбы богатели и действительно представляли собой почти идеальную мечту.

Как началось возрождение усадеб в России

Усадьбы значили для России очень много. Влияние этого образа жизни на сам стиль мышления, образ культуры трудно переоценить. Усадьба была основой понимания дома, быта, семьи, хозяйства, поэтому влияние простиралось куда дальше, чем у аналогичных архитектурных решений за рубежом, таких как шато во Франции или итальянские виллы. На каркас «большого дома» нанизывалось все мировоззрение людей.

Усадьбы становились школой, обучающей хозяйству, помогали человеку находить в гармонии с природой и постигать мир без спешки и суеты. Душевное состояние людей, проживающих в таких домах, было намного лучше, чем у горожан — примеров можно найти сколько угодно, достаточно почитать знаменитых русских классиков.

Революция жестоко прервала и насильственно сломала налаженный быт усадебных хозяйств. Всеобщая «уравниловка» СССР коваными железными сапогами прошлась по плавной мягкости традиционного стиля жизни. Вместо знаменитых русских усадеб на долгие десятилетия воцарились бездушные колхозы, совхозы и другие суррогаты деревенской жизни, в которых не было и тени того, что дарила людям традиционная русская усадьба.

Однако наше время — это возрождение традиций. Русская усадьба восстает из пепла забвения, чтобы вернуться с новыми «силами». Как и прежде, она готова подарить горожанину отдых от городской суеты, восстановить психологический комфорт и психическое здоровье.

Традиционный стиль жизни более здоровый, помогает гармонизировать семейные отношения, отладить канал связи между природой и человеком. Поэтому постройка усадьбы в XXI веке — не прихоть, а попытка вернуться к корням, чтобы выжить и стать сильнее.

Как происходит восстановление усадебных хозяйств

В настоящее время происходит активное возрождение русской усадьбы. Государство выделяет гранты на то, чтобы отстраивать и возвращать к своему первозданному виду классические дома. Большинство из них существенно пострадали во время советского периода. Некоторые были разгромлены еще в первые годы после революции — тогда воровали все, не гнушаясь даже камнем и стеклами из окон.

Впоследствии бездушный режим пытался использовать старинные дома в лучшем случаи как музеи или деревенские клубы, а в худшем — под здания администрации колхозов и совхозов. Очень редко можно было обнаружить бережное отношение к историческим зданиям, памятным объектам, архитектуре и т.д.

Но сейчас возрождение происходит гораздо активнее. Люди не только хотят получить старые усадьбы в том виде, в каком они существовали до периода СССР, но и построить новые. Нельзя говорить о том, что это какая-то случайная мода — в условиях хаоса, шума, суеты, плохой экологии и других городских проблем, возрождение усадьбы становится единственным шансом на возвращение к корням и душевному равновесию.

Почему сейчас лучше жить в усадьбе

Человеку свойственно стремиться к природе. Это так же естественно, как желать дышать чистым воздухом, видеть вокруг себя зелень, воду. Городские условия, какая бы ни была совершенная инфраструктура, нагнетают тревогу. По статистике, каждый четвертый, проживающий в условиях мегаполиса, страдает от различных отклонений — тревожности, депрессии. Развиваются такие психические болезни, как социофобия или агорафобия — боязнь открытых пространств.

Проблема широко распространена во многих странах. Например, в Японии говорят о целой культуре «хикки» — полностью здоровых физически людей, однако настолько загнанных в ловушку чрезмерной урбанистической застройкой, что они неспособны выйти за пределы квартиры.

Единственная надежда и спасение — это возвращение к природе. И если японцам это вряд ли доступно, то на обширных просторах России шансом на восстановление нервной системы и полноценное развитие детей становится классическая русская усадьба. Она поможет вернуться к истокам.

Современная усадьба снабжена всем необходимым, но при этом предлагает традиционные ценности и деревенские «преимущества» — чистый воздух, воду, возможность выращивать плоды земли. Такой стиль жизни учит трудолюбию, возвращает надежду на завтрашний день даже в условиях всех современных кризисов.